Управление финансами предприятия

Структура управления зарубежной нефтянной компании


Общемировой кризис в нефтегазовых отраслях углубляется полнейшим отсутствием гармонии интересов компании и федеральной власти, свидетельствующим о том, что единой государственной политики в отношении ТЭК просто не существует. Вместо продуманной, взвешенной стратегии развития и поддержки своих энергетических компании государство практикует дикую фискальную политику, ведущую к разорению и потере конкурентоспособности на мировых энергетических рынках.

Повышение эффективности работы нефтяного комплекса, от чего зависит выход из кризиса и дальнейшее развитие экономики России и мира в целом, включает три группы главных задач финансирование отрасли, налогообложение, управление нефтяными компаниями.

Изменение налогов в сторону их резкого снижения, - как минимум в 1,5-2 раза - для нефтяного комплекса требуется вне зависимости от того, будут ли мировые цены на нефть понижаться, или повышаться. Еще до понижения мировых цен на нефть налоги поглотали половину выручки российского нефтяного комплекса (в западных компаниях — до 30%). При этом отношение налогов к затратам в нефтяном комплексе России находится на иррациональном уровне 125%, тогда как за рубежом этот показатель не превышает 60—65%.

Теория и практика налогообложения показывают, что высокий налог на добавленную стоимость — НДС — вводится в периоды «перегрева» экономик, когда необходимо замедлить темпы производства. У нас этот налог — налог с оборота — странным образом продолжают требовать и при сокращении производства в реальном секторе наполовину. Думается, в реальном секторе, и прежде всего в топливной промышленности. НДС следует отменить полностью. Срочно и полностью надо отменять сегодня и все виды акцизов. В кризисных условиях в топливной отрасли целесообразно применять налог с продаж или вмененный (априорный) налог с компаний. При таком подходе суммарный' сбор налогов увеличится и достигнет по мере оживления промышленного производства через несколько лет обычного для развитых стран отношения к ВВП (порядка 15-18%). Налоговые стимулы позволят компаниям нефтегазового комплекса активно участвовать в конверсии ВПК. на производство продукции нефтяного и газового оборудования. Производство машиностроительной продукции оживит смежные отрасли — металлургию, производство средств автоматизации и приборостроения.

Если экономическая политика предыдущих лет признается ошибочной, то правомерно пересмотреть и реструктурировать задолженность предприятий. Во всяком случае, ту ее часть, которая возникла не по вине этих предприятий.

Сегодня как никогда нужен государственный контроль за принимаемыми стратегическими решениями в компаниях. Позиция государства может быть только одна: в создании единой государственной технико-экономической политики в топливном комплексе на весь период стабилизации экономики России. Вопросы налогов и порядка финансирования отрасли могут быть удовлетворительно решены только в условиях такой единой политики.

Опыт работы нефтяных компаний, особенно после смены собственников, показал, что их интересы могут не совпадать с интересами комплекса в целом, следовательно, с интересами развития российской экономики. Решения о сокращении бурения на новых месторождениях или месторождениях со сниженным дебитом может быть и выгодным с точки зрения сегодняшнего дня для руководства компании, но совершенно губительно для экономики страны в перспективе. Профессионал делает дело во благо общества, коммерсант делает «бабки» в своих интересах.

Продолжая тему государственного интереса, подчеркну, не может раздробленный на компании комплекс, в котором каждый хозяин тянет одеяло на себя и нельзя договориться о какой-либо единой политике, служить надежным фундаментом, а тем более «локомотивом» для экономики страны.

Даная работа посвящена изучению опыта построения структуры управления нефтяными компаниями за рубежом.