Управление финансами предприятия

Управление на малых предприятиях


Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.

На начало 2000 г. в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий, на которых работало 6,5 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышала 12 млн. человек.

Малые предприятия следующим образом распределились по отраслям народного хозяйства: торговля и общественное питание - 44,5%, строительство - 15,8, промышленность - 15,7, наука и научное обслуживание - 4,5, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 4,0, транспорт - 2,1, другие отрасли - 13,4% общего количества малых предприятий.

Наибольшее число малых предприятий сосредоточены в следующих субъектах РФ: г. Москва - 175,2 тыс., г. Санкт-Петербург - 111,8 тыс., Ростовская область - 27,3 тыс., Свердловская область - 25,9 тыс., Краснодарский край - 24,5 тыс., Самарская область - 21,7 тыс.

Особая роль в развитии малых предприятий принадлежит Москве, где сосредоточено каждое пятое малое предприятие страны, возможно, поэтому в данном регионе один из самых низких уровней безработицы в стране.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки государством.

Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых фирм.

Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник), во многих случаях может является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей, если на малом предприятии нет отдельных специалистов занимающих все эти должности или некоторые из них.

Управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала (ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними. Или, например, до персонала, тем более до управленческого, легче донести мотивацию успешной работы).

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и др.), которые в совокупности образуют законодательство о малых предприятиях.

В представленной работе освещены основные вопросы и направления управленческой деятельности малой фирмы в России.

Особенностью данной работы является то, что в ней автором аккумулируются, собираются воедино полученные экономические знания по специальным учебным дисциплинам – экономике, менеджменту, финансовому менеджменту, управлению персоналом, управлению инвестициями, маркетингу и др.

В работе описаны различные аспекты управления с учетом того, что управление осуществляется на российских малых предприятиях. Дается характеристика наиболее актуальных для современного российского малого предприятия объектов и субъектов. И предлагаются механизмы совершенствования управленческой деятельности.

Общие вопросы управления малым предприятием.