Управление финансами предприятия

Финансовый механизм инновационного предпринимательства


Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

Ø стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;

Ø система экономических льгот участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;

Ø поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступать непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной инновационной политики и выделении приоритетов.

В зависимости от бюджетных возможностей и значимости конкретных инноваций для экономики в целом государство включается в систему инновационных коммуникаций, где определяет степень и форму участия, а также метод реализации государственных интересов. При благоприятных макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных кредитных ресурсов) происходит ускорение товарооборота новшеств, в то время как при неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных отношений между участниками реализации инновационных проектов.

Необходимо отметить, что в промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования — фи­нансирования НИОКР и инновационной деятельности.

Следует отметить такую тенденцию, как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Финансирование науки из средств федерального бюджета

Год

1992

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Ассигнования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие техническому прогрессу" федерального бюджета; млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.): в фактически действовавших ценах

95,3

4413,6

5699,6

8808,7

6239,4

11621,5

17091,7

23023

В постоянных ценах 1991 г.

5,99

2,48

2,22

3,0

1,83

2,07

2,16

2,47

В процентах: к валовому внутреннему продукту

0,5

0,29

0,27

0,36

0,23

0,24

0,23

0,25

К расходам федерального бюджета

2,43

1,6

1,6

2,02

1,32

1,74

1,66

1,74

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8